ГлавнаяСтатьиОсвещение магазинов
Освещение магазинов

Освещение определяет удобство выбора и сравнения товаров для покупателя. Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности, а плохое – уменьшить продажи, разрушив форму и цветовую гамму товаров, вообще спрятав товары от покупателей.

Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Настолько, что даже пара часов работы отдела с перегоревшей лампочкой становятся отчетливо видны на графике продаж. Свет является мощнейшим средством привлечения внимания, и световые акценты в торговом зале – самые сильные из всех видов акцентов. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке в среднем на 40%.

Первый показатель, по которому оценивается качество освещения торгового зала, – это общая освещенность. Освещенность торгового зала является результатом действия прямых и отраженных (от потолка, стен и пола) световых потоков; она измеряется в люксах (ЛК) на уровне рабочей поверхности – 800 мм от пола.

При проектировании системы освещения необходимо учитывать коэффициенты отражения света от поверхностей, выполненных с применением различных отделочных материалов, а также от поверхностей различных цветов. Оптимальный уровень общей освещенности зависит от размеров и особенностей товара, а также от общей концепции магазина. Например, в магазине одежды «театральной» концепции важно создать неповторимую атмосферу и представить товары в буквальном смысле «в выгодном свете», показать все детали, чтобы свет участвовал в обольщении покупателя. Поэтому для модных магазинов проектируется освещенность от 1000 ЛК и более, и огромную роль играют расположение источников света и световые акценты. А в продовольственном магазине «ценовой» концепции при выборе системы освещения играет роль стоимость установки и эксплуатации: можно пойти на компромисс и выбрать более экономичное решение, если при этом будут обеспечены нормальные, приемлемые условия для осмотра товаров. В торговых помещениях, как правило, используются люминесцентные, зеркальные и галогенные лампы, и выбор типа светильников производится в соответствии с требованиями к цветопередаче и комфортности.

Основной принцип световой композиции торгового зала – нарастание освещенности к периметру, создание там выделенных светом зон. На периметре торгового зала не должно образовываться темных участков и углов. Только в этом случае возможно направленное и равномерное распределение потоков покупателей. Более интенсивное освещение по периметру достигается с помощью световых карнизов, оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Пространство, где освещенность нарастает к задней стенке, воспринимается укороченным, и людям кажется, что обойти такой торговый зал просто и легко. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

В торговых центрах разница в уровнях общей освещенности общественных зон (коридоров, площадей, холлов) и торговых зон применяется для того, чтобы внимание посетителя концентрировалось на магазинах. В хорошем торговом центре торговые улицы всегда имеют меньшую освещенность, чем арендные места, и покупатель с прохода перемещается к свету - к магазинам арендаторов.

При определении освещенности магазина в торговом центре необходимо учитывать влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном из торговых центров рядом были расположены два магазина спортивных товаров и одежды. Интерьер одного из них был задуман мягким, с игрой света и тени, и магазин прекрасно бы смотрелся, если бы рядом не было соседа с гораздо более ярким заливающим освещением. В результате первый магазин проигрывал уже с входа, в него не очень-то хотелось зайти, рассматривать товары было неудобно - темновато. Глаза не сразу привыкали к перепаду яркостей, и впечатление было похоже на то, когда человек заходит в комнату с улицы, из зоны яркого солнечного света. Вполне вероятно, что покупатели не оценивают это сознательно, им просто кажется, что товары выглядят более блеклыми, чем в соседнем магазине.

Привлечение внимания в витринах (наружных витринах магазинов и витринах внутреннего фасада в торговом центре) осуществляется с помощью светильников преимущественно прямого света в верхней части витрин и локальных световых акцентов, создаваемых направленной локальной подсветкой товаров.

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Это естественно. При недостаточном освещении у покупателя появляется подсознательное чувство, что магазин пытается «всучить» ему некачественный товар. Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому при оценке качества освещенности торговых залов важен фактор равномерности освещения. Психологи полагают, что равномерное освещение вызывает образ широты возможностей выбора.

Пожалуй, единственный тип магазина, где возможны перепады освещенности, – это модный бутик товаров для молодежи. В нем чередование зон с различной освещенностью отражает особенности психики молодых людей. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Отметим, что, создавая подобные магазины, нужно быть уверенным в квалификации дизайнера и светотехника, чтобы не нанести ущерба представлению товаров.

На равномерность освещения влияет расположение светильников. В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.

Общий оттенок освещения (холодный или теплый), с психологической точки зрения, вызывает разное настроение, навевая мысли о времени года и суток, замкнутости или открытости помещения. Для стимулирования продаж более эффективна световая среда, напоминающая по колориту ясный солнечный день. Такая атмосфера приятна и радует посетителей магазина. Теплый оттенок света, словно солнечные лучи, ласково прикасается к товару и позволяет продемонстрировать все его преимущества, но в то же время делает среду спокойной.

У покупателя возникает зрительный дискомфорт, когда в зоне продажи товара яркости распределены неравномерно и какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Например, так может быть при неправильной, слишком яркой и концентрированной подсветке, расположенной сзади или сбоку от товара. Большая яркость подсветки отвлекает внимание от товара, и покупатель чувствует подсознательное или вполне осознанное раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит, когда угол между источником света и уровнем глаз покупателя меньше 30 градусов. Лампы с большой плотностью светового потока (лампы накаливания, смешанного света, высокого давления) требуют соответствующего экранирования.

В магазинах, где товары борются за внимание покупателей и должны очаровывать, чтобы быть купленными, важно создавать настроение. Так, в магазинах модного белья создается атмосфера интимности, и приемы световой композиции схожи с теми, что применяются в ресторанах и кафе. У покупательницы должна возникать иллюзия дистанции между ней и другими посетительницами магазина, для этого применяется акцентирующее освещение товара.

В бутиках более дорогой одежды подчеркиваются линии модели и качество материала. Освещение может быть мягким, показывающим игру ткани и оттенки цвета. А при продаже одежды для активного отдыха и молодежной одежды необходимо создавать активный настрой, и световые акценты и перепады освещенности хорошо сочетаются с яркими цветными пятнами коллекций.

Яркими должны смотреться и магазины детских товаров, но кроме этого в них с первых шагов должно создаваться настроение веселья, радости и тепла, поэтому для детских магазинов рекомендуется теплый свет (цветовая температура светильников в районе 3000–3500 К). Уровень освещенности в магазинах одежды, обуви, тканей, игрушек обычно применяется не менее 800–1000 люкс.

В магазинах бытовой техники создается атмосфера уюта в зоне «домашних помощников» – техники для кухни и ванной. В этих отделах освещение равномерное, нейтрального белого цвета, чтобы белая техника выглядела новой. Теплая среда создается с помощью теплых цветов стен и торгового оборудования. Места продаж аудио-, видео- и компьютерной техники должны выглядеть, в первую очередь, высокотехнологичными. Световые эффекты помогают показать среду будущего. Часто применяются цветные световые элементы и панно холодных цветов (голубого, синего, зеленого). Такое свечение традиционно ассоциируется с техникой.

Если в помещении по-разному сделать освещение, люди будут двигаться по светлым участкам и избегать темных. По периметру торгового зала всегда ставятся наиболее освещенные объекты – они привлекают к себе поток покупателей. При сложном, извилистом маршруте в модных или интерьерных магазинах освещение может подчеркивать особенности планировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Однако основной акцент делается на товарах. Хорошо задает маршрут световой карниз: он подчеркивает удлиненный извилистый путь, который прокладывается для покупателей в непродовольственных магазинах.

Самые значимые световые акценты должны совпадать с наиболее значимыми для магазина товарами. Заметный световой акцент в интерьере возникает тогда, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.


Возврат к списку